Российская академия образования и Российское профессорское собрание
заключили соглашение о сотрудничестве

 

6–7 февраля 2019 г. в Москве, в преддверии Дня российской науки, состоялся Профессорский форум «Наука. Образование. Регионы», на котором обсуждались проблемы развития высшей школы и ход реализации национальных проектов «Наука» и «Образование». В мероприятии приняли участие представители Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ВАК, РАН и Российской академии образования.
В рамках Профессорского форума было заключено соглашение о сотрудничестве между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия образования» и Общероссийской общественной организацией «Российское профессорское собрание». РПС – уникальная сетевая структура, созданная 21 ноября 2016 г. и объединяющая на одной платформе представителей ведущих российских научных школ, ректоров вузов, профессоров из различных областей знания. Соглашение о сотрудничестве между РАО и РПС подписали президент РАО Юрий Зинченко и Председатель РПС Владислав Гриб.
«Подписание соглашения о сотрудничестве придаст новый импульс нашим общим усилиям и будет способствовать продуктивному взаимодействию в направлении развития наук об образовании в Российской Федерации. Соглашение – это не только обмен опытом и профессиональными наработками. Мы уверены, что нам удастся обеспечить тесное и плодотворное взаимодействие в области общественно-политических процессов, защиты гражданской позиции и интересов научной элиты в стране», – отметил в выступлении Юрий Зинченко.
Среди основных направлений сотрудничества выделены:
- повышение престижа научной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования;
- содействие развитию наук об образовании в Российской Федерации;
- содействие выработке и выдвижению в органы государственной власти инициатив, направленных на создание максимально благоприятных условий для исполнения положений Соглашения;
- участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ и проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие высшего образования;
- совершенствование основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, повышение качества профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ и механизмов использования ее результатов;
- создание скоординированной, прозрачной и эффективной системы оценки качества образования с учетом международного опыта;
- содействие распространению и эффективному применению в системе российского образования передового отечественного и международного опыта в области оценки качества образования;
- обобщение и анализ опыта взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с работодателями, обучающимися и другими заинтересованными субъектами в области совершенствования системы оценки качества образования и реализации образовательных программ.
Запланирована совместная разработка и апробация механизмов мониторинга качества образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; в установленном порядке будет происходить подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ в области высшего образования.
Для реализации обозначенных целей предполагается проводить взаимные консультации, совместные форумы, конференции, тематические семинары, «круглые столы», рабочие встречи и другие мероприятия по вопросам оценки качества образования. Представители каждой из сторон смогут войти в координационные, совещательные, экспертные и другие рабочие органы друг друга.

 

 

 

Лаборатория педагогической психофизиологии ДРНЦ РАО изучит влияние виртуальной и дополненной реальности на образование детей

24 января 2019 г. в Уссурийске открылось Отделение лаборатории педагогической психофизиологии Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования (ДРНЦ РАО). Лаборатория будет работать на базе Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Исследователи займутся изучением виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности с точки зрения влияния на учащихся и на образовательный процесс. Проект реализуется в рамках развития ДРНЦ РАО совместно с Центром НТИ ДВФУ по виртуальной и дополненной реальности.
Как отмечают в Школе педагогики ДВФУ, цифровизация образования может способствовать расширению возможностей учебного процесса и познавательной активности школьников и студентов, но не должна наносить вред здоровью или самочувствию учащихся. Однако исследований в сфере использования современных технологий в образовании сегодня мало.
В новом отделении лаборатории педагогической психофизиологии в Школе педагогики ДВФУ проанализируют влияние AR/VR, когнитивных и аддитивных технологий, мобильного, симуляционного и игрового обучения на образовательный процесс. Сотрудники лаборатории займутся изучением процессов взаимодействия человека с объектами виртуальной и дополненной реальности, определят условия и результативность использования этих технологий, выявят потенциальные и скрытые угрозы.
Предварительно проведенные исследования показали, что применение AR/VR в образовательном процессе позволит ускорить и обогатить процесс обучения. Также в лаборатории планируется изучить использование симуляторов и AR/VR помощников при профессиональной подготовке студентов педагогических вузов. Как пояснила директор Школы педагогики ДВФУ Оксана Мартыненко, такой подход позволит формировать компетенции для работы в условиях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», повысит уровень подготовки молодых специалистов, поможет им отрабатывать необходимые навыки для работы в школе, чтобы лучше контролировать себя и более профессионально реагировать на различные ситуации в классе.
Специалисты планируют привлекать для исследований как российских и иностранных студентов разных возрастных групп, так и преподавателей. В новом отделении лаборатории уже есть все необходимое техническое и программное обеспечение: специализированные компьютеры, самые современные АR-очки и VR-шлемы, среды для разработки и психофизиологическое научное оборудование. «Для нас крайне важно “скрещивать” академическую науку в лице Российской академии образования и новые технологии Центра НТИ по виртуальной и дополненной реальности на площадке Дальневосточного регионального научного центра РАО», – отметил директор ДРНЦ РАО, проректор по научной работе ДВФУ Кирилл Голохваст.
На базе лаборатории также будут разрабатывать образовательные программы и технологии, проводить их психофизиологическую и педагогическую апробацию. Созданием цифрового контента займется Центр НТИ ДВФУ по AR/VR совместно с бизнес-партнерами. Одним из ключевых направлений работы станет экспертиза безопасности внедрения новых технологий в образовательный процесс.